ENGLISH

 

CHINESE
 
АРК «ВОСКРЕСЕНИЕ»
ГОНКОНГ
ШЭНЬЧЖЕНЬ
ТАЙВАНЬ
ВЛАДИВОСТОК
НОВОСТИ
РУССКИЕ В КИТАЕ
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
ПРАВОСЛАВИЕ В КИТАЕ
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ
НАШИ ПРОЕКТЫ
КОНТАКТЫ
ПОИСК
     
 
ГЛАВНАЯ arrow ПРАВОСЛАВИЕ В КИТАЕ arrow Пути православия в Китае

Пути православия в Китае Версия для печати Отправить на E-mail
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Несмотря на все современные тенденции глобализации, существенные различия между странами и народами, религиями и культурами продолжают играть значительную роль. В этой связи важным представляется осмысление опыта культурной адаптации христианства в китайском мире, восприятие общего и различного между православием и западным христианством с позиций традиционной китайской культуры. В этой связи большое значение имеет история развития российско-китайских отношений, имеющих давние и глубокие корни. Опыт этих отношений, как кажется, должен содействовать выработке новых подходов к дальнейшему развитию отношений между Россией и Китаем в контексте диалога цивилизаций.
Интерес России к китайскому миру можно назвать закономерным и обусловленным. Он обусловлен исторической судьбой двух крупнейших стран Евразии, имеющих несколько тысяч километров общей границы и не имеющих другого исторического выбора, помимо взаимного изучения, понимания и сотрудничества. Можно сказать, пожалуй, что знакомство Китая) с Православием в 17 веке связано с развитием отношений между нашими странами.

До этого периода восточное христианство, восходящее, по преданию, к проповеди апостола Фомы, было представлено несторианством, получившим распространение здесь в период с 4 по 9 век. К сожалению, не сохранил источники которые позволяли бы иметь достаточно сведений по истории христианства в Китае до 7 века.

Русский ученый, член Пекинской Миссии архимандрит Палладий (Кафаров) в знаменитой работе «Старинные следы христианства в Китае» упоминает о расселении в 13 веке на границе между Китаем и Монголией пленников из Киевской Руси, в дальнейшем, по-видимому, полностью ассимилировавшихся и оставивших о своем пребывании в Китае лишь исторические свидетельства.

Более близкое знакомство Китая с Православием состоялось в конце 17 века и было вызвано пограничным конфликтом между русскими казаками, осваивавшими приамурские земли, и войсками цинского императора Канси, разорившими русский острог Албазин и пленившими часть гарнизона этого острога. Пленники были поселены в 1685 году в Пекине и с позволения императора основали первый православный храм в Китае. Потомки албазинцев до сего дня живут в Пекине, образуя особую этническую группу православного вероисповедания.

В целях духовного окормления албазинцев в 1711 году в Пекине была учреждена Российская Духовная Миссия, просуществовавшая почти 250 лет. Роль Пекинской Миссии в развитии отношений между Россией и Китаем все еще нельзя назвать всесторонне изученной. Однако хорошо известно о значительном вкладе Пекинской Миссии в развитие российской синологии. Научная деятельность Миссии была обусловлена необходимостью изучения китайской культуры, религий Китая, его истории. В этой связи хотелось бы привести в пример деятельность начальника Пекинской Миссии о. Иакинфа (Бичурина), признанного ученого, внесшего большой вклад в развития китаеведения. Его трудам посвящены многочисленные исследования российских и зарубежных ученых, однако ни в одной из этих статей не дана церковная оценка его деятельности, приведшей Миссию в плачевное состояние. Незаслуженно мало внимания уделено изучению трудов митрополита Флавиана (Городецкого), епископа Николая (Адоратского), архимандрита Гурия (Карпова), иеромонаха Алексия (Виноградова). Вместе с тем ,именно в их работах отражены наиболее существенные попытки распространения деятельности Миссии за рамки духовного окормления албазинцев и за пределы Пекина. К сожалению, Пекинская Миссия не имела достаточной поддержки со стороны России, более того, инициативы Начальника Миссии Преосвященного Иннокентия (Фигуровского) зачастую вызывали противодействие со стороны Российского Императорского Посольства в Пекине. Дипломаты полагали, что деятельность Миссии должна ограничиваться духовным окормлением русских, проживающих в Пекине, а распространение Православия среди китайского населения может отрицательно сказаться на политических отношениях между Россией и Китаем. Нельзя не подвергнуть критике такую позицию, имеющую своих сторонников и сегодня. Выражаясь светским языком, деятельность Пекинской Миссии в начале 20 века была направлена на содействие адаптации китайцев к христианской культуре. В перспективе такая позиция Миссии должна была содействовать преодолению ксенофобии при расширении российско-китайских связей. Попытка российских дипломатов того времени избежать конфликта на религиозной почве, парадоксальным образом привела к трагическим событиям во время восстания ихэтуаней.

Проповедь западного христианства в Китае с позиций культурного превосходства Запада и попытки западных держав использовать христианские миссии для достижения своих политических целей в Китае стали причиной усиления негативного отношения к иностранцам и всему иностранному, что в значительной степени явилось причиной восстания ихэтуаней. В те дни Россия приняла участие в вооруженной интервенции западных держав и в осаде Пекина. Вместе с тем, нельзя не отметить принципиальное отличие отношение сотрудников Российской Духовной Миссии к национальному богатству Китая от подхода представителей западных миссионеров. Так, знаменитый пекинский ламаистский храм Юнхэгун, который находится неподалеку комплекса зданий бывшей Духовной Миссии, ныне посольства РФ в КНР, был спасен от разрушения только благодаря заступничеству начальника Миссии архимандрита Иннокентия (Фигуровского) Вместе с западными миссиями была разрушена и Российская Духовная Миссия в Пекине. Были замучены 222 православных китайца, ставших первыми китайскими православными святыми. Во многом на их мученической крови зиждется фундамент Китайской Автономной Православной Церкви; в Пекине по сей день живут их потомки, хранящие память об их подвиге.

Пути Православия в Китае в 20 веке носили трагический и во многом противоречивый характер. После революции 1917 года Китай стал второй родиной для сотен тысяч русских эмигрантов, принесших в страну свою веру, свою культуру, свой жизненный уклад и обычаи. Русскими беженцами были построены более ста храмов. В последние годы немало научных работ посвящено духовной жизни русской эмиграции в Китае. К сожалению, среди них почти нет исследований о проповеди Православия среди китайцев. С увеличением потока беженцев из России Пекинская Миссия свернула свою миссионерскую деятельность и в большей степени стала заниматься духовным попечением о русской эмиграции. В 1924 году была учреждена Харбинская епархия с двумя викариатствами, однако ее деятельность никогда не была миссионерской – русское население стремилось сохранить культурную идентичность в непривычной китайской среде. Во многом эта задача была успешно выполнена, однако когда русские беженцы покинули Китай после революции 1949 года, в стране осталось лишь 15 тысяч православных христиан, большинство приходов было закрыто и впоследствии разрушено. Роль русской эмиграции в деле проповеди Православия в Китае ограничилась внешним знакомством населения страны с Православной Церковью, которая воспринималась как Церковь русского народа. До сего дня Православие в Китае ассоциируется прежде всего с Россией. В настоящее время юридический статус Православной Церкви в КНР – вероисповедание русского национального меньшинства, проживающего в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, автономном районе Внутренняя Монголия и, частично, в провинции Хэйлунцзян (г. Харбин). Только в таком качестве рассматривает Православие китайское законодательство.

Китайская революция 1949 года привела к закрытию Пекинской Миссии в 1956 году и созданию Китайской Автономной Православной Церкви в 1957 году. За краткий период 1950-1956 годов начальник последней Миссии митрополит Виктор (Святин) положил немало трудов для создания основы Китайской Церкви – ее духовенства. В Москве были рукоположены 2 китайский архиерея – епископ Пекинский Василий (Шуан) и епископ Шанхайский Симеон (Ду).
Трагические события культурной революции привели в фактическому разрушению Православной Церкви в Китае. Институционально она перестала существовать в 1964 году со смертью епископа Шанхайского Симеона. К 1966 году все приходы были закрыты, многие храмы – разрушены. Китайское духовенство подверглось арестам и ссылкам, многие были замучены до смерти. События тех лет до сих пор остаются «белыми пятнами» в истории Православия в Китае.

С наступлением эпохи либерализации в религиозной политике Пекина, православная паства Китая получила надежду на возрождение своей церковной жизни. Были открыты приходы в Урумчи, Чугучаке и Харбине, однако лишь одному священнику в Свято-покровском приходе г. Харбина было позволено совершать богослужения. Паства Синьцзяна и Внутренней Монголии была лишена возможности вести полноценную церковную жизнь. Со смертью в 2000 году харбинского священника о. Григория Чжу прихожане Харбина также лишились этой возможности. (Многочисленные) обращения пекинских православных с просьбами об открытии храма в столице в течение многих лет не находят понимания у пекинских властей.

В настоящее время Китайская Автономная Православная Церковь – церковь 10 000 христиан, без священников и без епископов. Я особенно хотел бы обратить внимание на ее критическое положение. Русская Православная Церковь готова оказать любое содействие в нормализации ее положения в Китае, особенно потому, что эта церковь на сегодняшний день является Церковью русского национального меньшинства и наших соотечественников, она сохраняет глубокие связи с Матерью – Русской Православной Церковью. Представляется, что в контексте позитивного развития отношений между Россией и Китаем вопрос о положении Китайской Автономной Православной Церкви должен найти свое решение. Призываю политиков и общественных деятелей России и Китая проявить внимание к этой проблеме.

В заключение хотел бы отметить ряд изменений в религиозной жизни Китая за последние годы. Оживление религиозной жизни Китая и рост влияния религии на жизнь китайского общества проявился не только в укреплении позиций традиционных религий, но и в увеличении числа последователей деструктивных культов. Так псевдорелигиозная секта «Фалуньгун» получила широкое распространение не только в Китае, но и за его пределами, в том числе и в России, что не может не вызывать нашего беспокойства. Вместе с тем оживление религиозной жизни в Китае заставляет нас по-новому взглянуть на перспективы развития Православия в китайском мире.

Издание в Гонконге и в Шанхае переводов русских религиозных философов, рост интереса академических кругов Китая к наследию Пекинской Миссии, внимание китайских исследователей христианства к духовным традициям Православия и православной аскетике свидетельствуют о возникновении нового поля для религиозных контактов между Россией и Китаем. Полагаю, что с учетом роста значения в Китае культурного традиционализма, особое слово в этих контактах должно принадлежать Китайской Автономной Православной Церкви, являющейся хотя и немногочисленной, но неотъемлемой частью жизни современного китайского общества.
 
« Пред.   След. »

 

 

© 2003-2006 Ассоциация Русской Культуры "ВОСКРЕСЕНИЕ"
При перепечатке ссылка на "АРК Воскресение" и адрес www.rusca.ru обязательна