|
|
|
|
|
|
ГЛАВНАЯ ПРАВОСЛАВИЕ В КИТАЕ Проблемы раннего христианства в Китае. К истории вопроса.
Проблемы раннего христианства в Китае. К истории вопроса. |
|
|
К истории вопроса.
Христианство в Китае известно с VI в. благодаря несторианским проповедям. С ХIII в. миссионерскую деятельность в Китае вело Римское католичество [i] . Начало русской православной церкви в Китае относится к ХVII в. Когда в 1684 г. китайцы захватили Албазин – русскую крепость на левом берегу Амура, а русских пленных расселили в Пекине и Маньчжурии. Для совершения молитв и религиозных действий был приспособлен буддийский храм. Через 14 лет Тобольский митрополит Игнатий выдал священнику Максиму Леонтьеву грамоту с позволением освятить храм, превратив его в православный. Храм был освящен в 1698 г. в честь св. Софии [ii] .
Казалось бы, приведенные факты должны свидетельствовать об успехе христианства, в частности православия, в Китае и о богатой, насыщенной радостными событиями, истории распространения христианской веры среди языческого населения, основу мировоззрения которого составляли конфуцианство, даосизм и буддизм.
Тем не менее, длительность и исключительная сложность приживания христианства на китайской почве говорят об обратном. Китайская история изобилует фактами гонений на христиан, неприятия христианской веры и ее отторжения. Причин этому немало. Одна из главных причин кроется в мировоззрении китайцев, в их отношении к религии, богу и смерти.
Мировоззрение китайцев, писал С. А. Архангелов, “отличается чрезвычайно сухим, безжизненным характером. Китаец – практик главным образом; идеальным порывам у него нет места, их заменяют расчеты… Религия у него отступает за задний план [iii] .”
Но не только мировоззрение китайцев являлось причиной неприятия христианства. Сам стиль жизни, обязанность следовать во всем “Кодексу священных наставлений” Канси, препятствовали распространению христианской веры, поскольку в “Наставлениях” прямо указывалось: “подавляйте чуждые религии ради возвышения истинного учения [iv] ”. Сложность работы христианских миссионеров в Китае объяснялась также незнанием китайского языка, либо недостаточным его владением. Отсюда рождалось у китайцев недоверие и враждебность. Несомненно также, что в основе враждебного отношения к христианству в Китае, как и в других странах Восточной Азии лежала противоположность китайской культурной парадигмы европейской. Здесь и утверждение христианством идеи безусловной самоценности человеческой личности [v] с ее теневой стороной – страхом неизбежной смерти и депрессией неизвестности, здесь и христианское разделение духовного и мирского [vi] , здесь и христианское учение о грехе, рае и аде, о едином Боге и многое другое [vii] . Тем не менее, несмотря на сложность и неоднозначность процесса адаптации христианства в Китае и других странах Восточной Азии, успех миссионерской деятельности несомненен, поскольку без приобщения стран Восточной Азии к христианству сегодня нельзя было бы говорить о развитии взаимоотношений между Россией и этими странами. Примечания
[i] Тихомиров Л. А. О приобщении Дальнего Востока к миру христианскому // Б-ка “Радости христианства”, № 14. М., 1901. С. 3. [ii] Архангелов С. А. Наши заграничные миссии. Очерк о русских духовных миссиях. Спб., [1899]. С. 15–17. [v] Джемаль Г., Журавский А. Коран: “Перед Богом и Восток и Запад” // Литературная газета, № 46 (5320), от 14.11.1990. С. 12. Архангелов С. А. Цит. соч. С. 9–11. [vi] Коростовец. “Китайцы и их цивилизация”. – СПб., 1896; Православная русская миссия в Японии // Русский вестник, СПб., 1873, № 5. С. 423–438; Православие в Японии // Вестник Европы. СПб., 1903, кн. 7, С. 356; Пестрядь // Новое слово. СПб., 1909, № 9, С. 155 [О христианстве в Японии] [vii] Православная русская миссия в Японии // Домашняя беседа. СПб., 1873, № 21. С.505-510; №22. С.527-535; Провоторов В. П. Отношение к смерти у людей христианской культуры // Твое здоровье. 1990, № 9. С. 9–11; Прохоренко Ф. Русская духовная миссия в Японии и Корее. Харьков, 1907. |
|
|
|
|